Новый доклад (полный текст на английском языке доступен по ссылке в формате pdf), подготовленный совместно голландским профцентром FNV-VNB, Международной федерацией транспортников (МФТ) и IUF проливает свет на устройство подрядных цепочек, ставших рассадником безжалостной эксплуатации работников в европейской транспортной системе.

Транспортные компании, предоставляющие услуги крупнейшим европейским корпорациям, передают работу по договорам подряда фирмам, зарегистрированным в Восточной Европе. Заработные платы там ниже, а европейское законодательство, позволяет оплачивать труд «командированных» сотрудников в соответствии со стандартами страны, где зарегистрирована командирующая организация.

Однако этим дело не ограничивается. Сами подрядные фирмы нанимают – а иногда даже принуждают к рабскому труду – водителей из еще более бедных регионов.

Пандемия коронавируса дала этим подрядным фирмам дополнительные рычаги давления на работников, многие из которых оказались в безвыходной ситуации. Это вызвало новый виток снижения заработных плат и ухудшения условий и безопасности труда.

В докладе рассказывается, как водители из Украины, Беларуси, Узбекистана, Турции, Филиппин и других стран за пределами ЕС нанимаются восточноевропейскими фирмами, а работают практически 100% своего времени в странах Западной Европы. При этом многие из этих людей еще и оплачивают услуги посреднических фирм, помогающих им найти работу. Приводятся свидетельства того, что водители вынуждены подписывать договоры на языках, которых не понимают, и сталкиваются с угрозой насилия в случае, если пытаются сообщить властям о массовых нарушениях в сфере безопасности труда, регулирования рабочего времени или оплаты. Мошенничество повсюду. Работникам выдаются подложные документы о занятости и сфальсифицированные записи об отработанном времени.

На протяжении последних полутора лет IUFтесно сотрудничал с МФТ и FNV-VNB, чтобы выявить крупнейшие пищевые ТНК, логистическая система которых может быть поражена этим вирусом эксплуатации и мошенничества. Мы провели обсуждения с рядом компаний, опираясь на те многолетние отношения, которые IUF имеет с ними, и пришли к соглашению о трехшаговом подходе к решению проблемы. Первый шаг подразумевает создание согласованных стандартов, второй – выработку системы оценки их соблюдения, третий – создание модели исправления нарушений. Первые две крупные компании согласились приступить к реализации пилотных проектов, которая начнется сразу же после окончания кризиса COVID-19.