На главную       Сделать домашней       Сайты IUF на других языках: | | | | | |
Мониторинговая миссия по трудовым правам в Центральной Азии

Глобальные кампании



Отраслевые группы

Сельскохозяйственная группа IUF

Специализированная группа молочников

Отраслевая группа сахарников

Социальные сети


LabourStart
Для членских организаций
Для доступа к этому разделу членские организации IUF получают специальные пароли.

Банк документов встреч IUF

Конференция IUF: Укрепление профсоюзного членства


ПрофБанер

Мониторинговая миссия по трудовым правам в Центральной Азии

Профсоюз работников АПК РФ

Профсоюз работников АПК Украины

Профсоюз работников АПК Армении

Межрегиональный профсоюз Новые профсоюзы

Профсоюз пищевиков Финляндии SEL

Профсоюз пищевиков Норвегии NNN - информация на русском и других языках






Цена чемпионата. ФЗ-108 угрожает, в первую очередь, сотням тысяч российских работников


После того как содержание пресловутого «Закона о ЧМ-2018» (или коротко  «ФЗ-108»*) стало известно широкой общественности, вокруг него разгорелась нешуточная дискуссия. В центре обсуждения – последствия снятия ограничений на использование труда мигрантов, а также возможности их бесконтрольной эксплуатации в случае применения данных законом возможностей по заключению волонтерских контрактов и их исключения из-под действия ряда статей Трудового кодекса.

Однако, на самом деле, в первую очередь и в наибольшей степени ФЗ-108 угрожает именно гражданам России.

Когда началось обсуждение «Закона о чемпионате», страна была взбудоражена развернутой правоохранительными органами и властями ряда регионов России кампанией «по борьбе с нелегальной миграцией», рейдами полиции, массовым заключением мигрантов в специальные лагеря, где они были вынуждены жить практически на голом асфальте, без электричества и элементарных удобств. На фоне всего этого неудивительно и даже закономерно, что в ФЗ-108 внимание общественности, в первую очередь, привлекли именно статьи, посвященные использованию труда иностранных граждан и лиц без гражданства. Существует мнение, что «рассматриваемый закон не является актуальным для граждан Российской Федерации».

Но действительно ли это так? Ответ однозначный: нет!

* * *

Крупное спортивное мероприятие, такое как чемпионат мира по футболу, всегда требует создания десятков тысяч рабочих мест в строительстве, легкой промышленности, службах обслуживания зданий, общественном питании, торговле, на транспорте и т.д. Да, эти рабочие места возникнут всего на несколько лет, но грамотное использование этого потенциала может дать экономике стимул на десятилетия. Развитие занятости означает рост внутреннего платежеспособного спроса, частного накопления и, как следствие, улучшение демографической ситуации. Это своего рода «три кита» стабильного экономического развития.

Но только если эти новые рабочие места окажутся достойными. Т.е. если, с одной стороны, заработок позволит людям совершать траты, в том числе – крупные и долговременные (приобретать бытовую технику, мебель, машины, может быть даже брать ипотечные кредиты), а с другой стороны – если условия найма дадут им возможность чувствовать уверенность в будущем, делать накопления, заводить и растить детей.

Однако, судя по тексту ФЗ-108, ничего этого в России не предвидится. Вместо этого задачи подготовки и проведения ЧМ-2018 планируется решать при помощи рабского труда, заведомо исключающего всякий позитивный эффект как для работников, так и для экономики в целом. Единственным итогом такого чемпионата станет личная нажива ограниченного круга лиц.

Откуда такой вывод? Дело в том, что ФЗ-108, в отличие, например, от «олимпийского» ФЗ-310** специально предусматривает значительные исключения из трудового законодательства, способствующие снижению качества занятости. Они, в основном, сконцентрированы в скандальной статье 11 (глава 4) «Особенности труда работников, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий».

Во-первых, статья 11 предусматривает право работодателей в одностороннем порядке устанавливать ненормированный рабочий день (п. 1).

Во-вторых, она позволяет работодателям определять порядок оплаты за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни без учета требований 154, 113 и 153 статей ТК. Причем делать это можно как через коллективные переговоры, так и через включение соответствующих пунктов в индивидуальный трудовой договор, а то и вообще изданием «локального нормативного акта», т.е. опять же в одностороннем порядке (п. 2 и 3).

В-третьих, отменяется оплата сверхурочных – работодатели могут просто компенсировать их «предоставлением дополнительного времени отдыха», при этом никакое желание работника не учитывается, а действие 152 статьи ТК отменено (п. 4).

Наконец, п. 5 отменяет всякие глупости, связанные с предоставлением ежегодных отпусков по желанию в удобное для работников время (такие гарантии даются статьей 122, например, ТК женщинам до или после отпуска по беременности и родам). Отпуска, как и вся жизнь работников, регулируются «планами мероприятий соответствующих организаций по подготовке и проведению спортивных соревнований».

Между тем, как справедливо заметил в интервью телеканалу РБК-ТВ партнер московской коллеги адвокатов «Князев и Партнеры» Владимир Юрасов, все эти нормы явно противоречат Конституции РФ. Статья 37 основного закона гласит, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также, что работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. ФЗ-108 предполагает, что занятость работника на «мероприятиях по подготовке и проведению» чемпионата вполне может являться основанием для его дискриминации – в оплате труда, в продолжительности рабочего времени, в праве на отдых. Первичным в данном случае объявляется «локальный нормативный акт», а не Трудовой кодекс и не Конституция.

Разумеется, эти драконовские меры распространяются не на всех работников в России, а только на «работников FIFA, дочерних организаций FIFA, контрагентов FIFA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, Оргкомитета «Россия-2018», его дочерних организаций, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий». В этой формуле наибольший интерес представляют два словосочетания: «контрагенты FIFA» и «трудовая деятельность, связанная с осуществлением мероприятий». Рассмотрим их по порядку.

Итак, «контрагент FIFA», разъясняет статья 2 закона, это «юридическое лицо или физическое лицо, с которым FIFA или дочерняя организация FIFA состоит в договорных отношениях, и которые участвуют в мероприятиях». Список таких лиц и компаний может оказаться достаточно широким, поскольку он включает всех коммерческих партнеров (в том числе спонсоров и лицензиатов), поставщиков, агентов, вещателей и прочее, и прочее. Более того, все положения закона распространяются не только на самих «контрагентов», но и на их субподрядчиков и дочерние организации последних.

Поскольку подготовка к чемпионату только началась, список «контрагентов FIFA» пока не закрыт. На сегодня, например, день известны только три компании-партнера ЧМ-2018  «Coca-Cola Company»,  «Hyundai-Kia»«Anheuser-Busch InBev». Всего же у FIFA к 2018 году будет 34 партнера. Разумеется, у всех этих компаний есть «дочки» и подрядчики: кадровые и «заёмные» агентства, строительные и охранные организации, клининговые и кейтеринговые компании, фирмы, занятые обслуживанием оборудования и зданий, поставкой фирменной символики, производством и размещением рекламы и т.д.

Другой способ оценить масштабы проблемы – сравнить ЧМ-2018 с другим принимаемым Россией праздником спорта – зимней Олимпиадой в Сочи. Все ее поставщики, партнеры и лицензиаты уже известны. Взглянем на их список:

Всемирные партнеры Олимпийских Игр: «Coca-Cola», «AtoS», «Dow Chemical», «General Electric sociology», «McDonald`s», «OMEGA», «Panasonic», «Procter & Gamble», «Samsung», «Visa». Генеральные партнеры «Сочи-2014»: «Аэрофлот», «Мегафон», «Ростелеком», «Bosco di Ciliegi»,«Фольксваген Груп Рус», «Сбербанк России», «Российские железные дороги», «Роснефть». Официальные партнеры Олимпийских Игр 2014:  «Ингосстрах», «PwC». Поставщики «Сочи-2014»: «Avaya», «Балтика», «EF English First», ИД «Коммерсантъ», «Абрау Дюрсо», ООО «Адэкко» («Adecco Group»), ООО «Бизнес Тренинг» («Exect Business Training»), ООО «Келли Сервисез Си-Ай-Эс», «Detech», «Microsoft Россия», «Группа ГАЗ» и «Скания-Русь». Кроме того, почти 70 компаний заключили лицензионные соглашения с оргкомитетом «Сочи-2014».

Очевидно, что желающих связать свой логотип с мировым футбольным первенством окажется не меньше. Только в отличие от работников партнеров Олимпийских Игр, сотрудники «контрагентов FIFA» окажутся вынуждены поступиться многими правами на рабочем месте.

Но, может быть, ограничения прав коснуться лишь незначительной части работников? К сожалению, текст закона не дает никаких оснований к такому предположению. В тексте закона говорится о работниках, «трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий» по подготовке и проведению чемпионата. Однако данная формулировка никоим образом не конкретизирована. Каким образом деятельность по подготовке чемпионата должна быть отделена от остальной деятельности компаний-контрагентов? Например, компания «Coca-Cola» производит напитки с логотипом чемпионата. Является ли это деятельностью в рамках «мероприятий» и деятельностью в качестве «контрагента FIFA» или нет? А развитие сети сотовыми операторами? А введение новых прямых рейсов авиаперевозчиками? Без особого надругательства над здравым смыслом подвести под «подготовку к чемпионату» можно практически любую коммерческую деятельность «контрагентов».

Особое беспокойство вызывает более чем вероятное включение в число «контрагентов» таких компаний как ООО «Адэкко» («Adecco Group»), ООО «Бизнес Тренинг» («Exect Business Training»), ООО «Келли Сервисез Си-Ай-Эс»  то есть по-прежнему действующих в сером правовом поле «поставщиков персонала». На фоне возвращения на второе чтение и так понесшего серьезный урон и практически потерявшего первоначальный смысл законопроекта 451173-5, более известного как «закон о запрете заёмного труда», подобная фактическая поддержка и пропаганда деятельности этих компаний со стороны официальных спортивных и государственных структур выглядит как целенаправленный удар по качеству занятости.

Скольких же россиян, в итоге, коснутся данные меры? Следуя порочной логике ФЗ-108, можно согласиться с заявлением министра спорта России Виталия Мутко: «Концепция чемпионата так разработана и принята FIFA, что практически 70 процентов населения будет вовлечено в подготовку и проведение чемпионата».

Означает ли это, как предсказывают некоторые журналисты, возвращение крепостного права? Ответ во многом зависит от действий профсоюзов!



* «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата Мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - http://www.rg.ru/2013/06/11/chempionat-dok.html

** «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - http://www.rg.ru/2011/06/06/olimp-dok.html


Бразильцы против футбола: недостаточное внимание правительства страны к социальным проблемам на фоне огромных затрат на ЧМ-2014 вызвало массовые протесты в Бразилии. Что ждет Россию?


Дата публикации: 02.09.13


Календарь IUF
Чтобы прочесть более подробную информацию, кликните на названии мероприятия.



Календарь IUF в формате PDF



Яндекс цитирования

Приоритеты
Позиция IUF
Разделы
Фоторепортажи Кампания за права работников отдела продаж «Нестле Россия» Кампания за права работников отдела продаж «Нестле Россия» (ФОТО)

Видео SEWA: Ассоциация самозанятых женщин Индии (ВИДЕО) SEWA: Ассоциация самозанятых женщин Индии (ВИДЕО)

Архив глобального сайта IUF
IUF в странах Восточной Европы и Центральной Азии:


Дизайн: Петров Д. Д.
Программирование: Соловьев И.В.