На главную       Сделать домашней       Сайты IUF на других языках: | | | | | |
Глобальные кампании

Остановить репрессии против профсоюзных активистов в Кимзахстане!


Отраслевые группы

Сельскохозяйственная группа IUF

Специализированная группа молочников

Отраслевая группа сахарников

Социальные сети


LabourStart
Для членских организаций
Для доступа к этому разделу членские организации IUF получают специальные пароли.

Банк документов встреч IUF

Конференция IUF: Укрепление профсоюзного членства


ПрофБанер

Мониторинговая миссия по трудовым правам в Центральной Азии

Профсоюз работников АПК РФ

Профсоюз работников АПК Украины

Профсоюз работников АПК Армении

Межрегиональный профсоюз Новые профсоюзы

Профсоюз пищевиков Финляндии SEL

Профсоюз пищевиков Норвегии NNN - информация на русском и других языках






Дохийский раунд переговоров ВТО: плохие новости с начала до конца?

Почти 10 лет назад IUF, две другие международные профсоюзные федерации (работников общественного обслуживания и металлистов) и коалиция международных организаций гражданского общества выступили с предупреждением о вероятных последствиях реализации предложений, выдвинутых в рамках Дохийского раунда переговоров ВТО. Тогда мы назвали их «рецептом деградации труда и массового уничтожения занятости и источников дохода семей». Тогда переговоры, которые длились 4 года, и в рамках которых богатые страны пытались выжать выгодные им соглашения из стран развивающихся, используя сельское хозяйство как разменную монету, зашли в тупик. И вот сегодня внутри ВТО созрела новая угроза: обсуждение Дохийских соглашений может быть свернуто или отложено до Министерской конференции, которая пройдет в декабре 2015 года в Найроби.

Такие меры предпринимаются США и их союзниками, включая ЕС, чтобы открыть возможность для вынесения на обсуждение ряда очень опасных вопросов, перекликающихся с теми, что сейчас обсуждаются ими в рамках Трансатлантического партнерства в области торговли и инвестиций (ТПТИ) и Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП). В числе этих вопросов: инвестиции, государственные поставки и государственные предприятия. Особенность этих вопросов в том, что развивающиеся страны отказались обсуждать открытие этих сфер для международного капитала, что было одной из причин срыва Дохийского раунда. Поэтому они не могут вновь обсуждаться до тех пор, пока раунд официально не закрыт. Одновременно усилились попытки возобновить переговоры по Генеральному соглашению о торговле услугами (ГАТС); давление особенно велико в связи с продолжающимися секретными переговорами по Соглашению о торговле услугами (TISA) между 24 сторонами, включая США и ЕС.

Поэтому 8 июля IUF, а также Международная федерация транспортников и Интернационал общественного обслуживания присоединились к коалиции более 300 организаций гражданского общества, призвавших членов ВТО сопротивляться этим планам и выдвинуть принципиально иную повестку в Найроби и в последующий период. В подписанном коалицией письме, в частности, указывается, что проблемы продовольственной безопасности, в том числе субсидирование сельскохозяйственного экспорта развивающихся стран, были использованы ранее для того, чтобы посулами или угрозами привести эти страны к ратификации Дохийских соглашений. Сегодня богатые страны-экспортеры отказываются от этих пунктов, одновременно пытаясь уничтожить право бедных стран на создание и поддержание собственных государственных стратегических продовольственных запасов.

Полный текст письма на английском языке доступен по ссылке.


Письмо гражданского общества о будущей повестке переговоров в рамках ВТО

8 июля 2015

Членам Всемирной торговой организации (ВТО) 

Мы, представители 345 организаций гражданского общества из более 100 стран глобального Севера и глобального Юга – объединений потребителей, экологов, фермеров, профсоюзов и других борцов за устойчивое развитие – мы обращаемся к вам, чтобы указать на неверное направление текущих переговоров в рамках ВТО и призвать к решительному изменению повестки декабрьской Министерской конференции в Найроби. Мировая торговая политика должна оцениваться с точки зрения того, способствует ли она достижению глобальных целей – таких как продовольственная безопасность и независимость, устойчивое развитие, защита окружающей среды, финансовая стабильность, расширение доступа к общественным услугам, создание качественных рабочих мест, сокращение бедности и неравенства. Сегодня, когда у нас за плечами 20-летний опыт деятельности ВТО и ее корпоративной модели глобализации, совершенно очевидно, что эта модель ничего не дала рабочим, фермерам, бедным или природе нашей планеты, но лишь способствовала быстрому обогащению немногих привилегированных лиц. Если задачей ВТО остается дальнейшая либерализация и рост объемов торговли, а не превращение ее в двигатель развития и инструмент реализации перечисленных выше глобальных целей, этот институт не может управлять мировой торговой системой. К сожалению, некоторые члены ВТО хотят сохранить нынешнюю провальную модель и даже расширить ее действие. Этот процесс необходимо срочно обратить! Трансформация сложившейся системы, в первую очередь – пересмотр наихудших из ее положений, должны стать приоритетом.

Прекрасно известно, что большинство развивающихся стран осознали, что итоги Уругвайского раунда переговоров ВТО привели к возникновению системы глобальной торговли, ставящей их в невыгодное положение. С тех пор они выработали предложения по исправлению наихудших аспектов возникшего дисбаланса, известные как «Повестка реализации» («Implementation Agenda»). Эти страны не хотели нового раунда переговоров об «открытии рынков» – и эту позицию разделяет гражданское общество. Когда правительства развивающихся стран согласились на новые переговоры в 2001 году, это было сделано при обещании – и на основе мандата – сосредоточить усилия на вопросах развития, в том числе на исправлении имеющихся проблем и дисбаланса в рамках ВТО, в первую очередь – в сфере торговли сельскохозяйственными продуктами. К сожалению, некоторые из развитых стран снова и снова отодвигают вопросы устойчивого развития на второй план, выдвигая на первое место тему «открытия рынков». Поэтому сегодня, спустя 14 лет после начала Дохийского раунда переговоров, проблемы, которые изначально было условлено сделать приоритетом, остаются неразрешенными. Однако существующий дисбаланс не может сохраняться и далее.

Ложная повестка: Дальнейшая либерализация в сфере услуг и торговли товарами и растущие аппетиты корпораций

Переговоры по дальнейшей либерализации «торговли услугами» через расширение ГАТС должны быть немедленно прекращены. Строгий надзор общественности за услугами, предоставляемыми как частным сектором, так и государством, является критически необходимым элементом демократии, отстаивания общественных интересов и обеспечения устойчивого развития, равно как и для упорядоченного функционирования самого рынка услуг. Дерегулирование финансового сектора, частично обеспеченное в 1990-е правилами ГАТС привела к глобальному финансовому кризису и прокатившимся по миру волнам рецессии. Кроме того, мы особо выступаем против включения в повестку таких переговоров любых общественных услуг, таких как медицинское страхование и здравоохранение, водо- и электроснабжение, почтовые услуги, образование, общественный транспорт, канализацию и т.д., которые должны быть доступными и качественными и служить интересам всего общества. Прежде, чем будут начаты любые новые переговоры по сектору услуг, должна быть проведена оценка возможных последствий для потребителей, работников и интересов общества, в особенности если это касается развития сферы в будущем в развивающихся странах. Именно по этим причинам мы выступили в нашем письме от 16 сентября 2013 года против многостороннего соглашения TISA и против расширения ГАТС в рамках ВТО.

По сходным причинам мы выступаем против продолжения переговоров о дальнейшей либерализации торговли товарами через соглашение о доступе на рынки несельскохозяйственной продукции (НАМА). В рамках этих переговоров в фокусе постоянно находились сектора, представляющие интерес для корпораций из развитых стран, а не в качестве экспортных возможностей для стран развивающихся. Это ставит под угрозу создание рабочих мест и индустриальное развитие, особенно, опять же, в странах Глобального Юга. Структурная трансформация, так необходимая странам Африки и других малоразвитых регионов для создания рабочих мест и преодоления бедности, ключевых аспектов Целей достойного развития, требует защиты молодой промышленности, поддержки экспорта продуктов с добавленной стоимостью, передачи технологий и других инструментов, которыми пользовались в свое время все развитые страны. Наконец, текущий глобальный кризис занятости, когда десятки миллионов человек не могут найти работы, не может быть разрешен через дальнейшую либерализацию торговли товарами.

Все будущие переговоры в сфере товарной торговли – включая НАМА, но также и различные многосторонние инициативы, такие как расширение Соглашения об информационных технологиях (ITA-II) и переговоры по экологически чистым товарам – должны фокусироваться на создании рабочих мест и предложенной МОТ совместно с профсоюзным движением повестке достойного труда, а не на сокращении налогов для корпораций. Расширение ITAи само это соглашение по себе, устанавливая нулевые предельные тарифные ставки для промышленных товаров, противоречит самой природе тарифной политики как инструмента индустриального развития и структурной трансформации беднейших экономик. Любая дискуссия о доступе к рынкам несельскохозяйственной продукции должна развиваться вокруг поддержки процесса индустриального развития, в том числе – через возобновление и расширение возможностей проведения гибкой политики для развивающихся стран и через выполнение принципов Специального и дифференцированного режима, таких как предоставление дополнительной гибкости в рамках Соглашения о связанных с торговлей инвестиционных мерах, что позволило бы этим странам использовать важные для индустриального развития инструменты политики.

Мы также обращаем внимание членов ВТО на нашу жесткую позицию против включения в сферу действия этой организации, несовершенной в самой своей основе, тех «новых вопросов», о которых говорилось выше. ВТО необходимо разобраться вначале с теми изъянами, которые есть в существующих правилах. Мы также понимаем, что со стороны ряда развитых стран, входящих в ВТО, есть порочное стремление вообще отказаться от обязательств, связанных с развитием, в рамках Дохийского раунда и заменить их иной повесткой, направленной на обеспечение прибылей корпораций. Эти «новые вопросы», также известные как «Сингапурская повестка», в том числе – инвестиции, государственные закупки и прозрачность – уже были отклонены развивающимися странами в прошлом. Сюда же относятся такие темы как он-лайн торговля (усиливающая доминирование крупных корпораций и их влияние на управление Интернетом, а также разъедающая защищенность личных цифровых данных и других прав человека в сети); наложение взысканий на принадлежащие государствам предприятия; переговоры по экологически безопасным товарам и услугам (просто использующим позитивные коннотации слов «экологически безопасный» для дальнейшей либерализации). И хотя мы выступаем против многих аспектов Дохийского раунда, замена его повестки иной, сосредоточенной исключительно вокруг ложных целей, противоречит тем задачам, которые должны стать приоритетными для глобальной торговли.

И, как мы уже отмечали раньше, развитие должно быть приоритетом по сравнению с любыми обязательствами по упрощению торговли. Мы также понимаем, что на членов ВТО оказывается давление, чтобы вынудить их завершить ратификацию Протокола имплементации для вступления в силу Соглашения об упрощении процедур торговли. Мы выразили нашу общую оппозицию этому Соглашению в письме гражданского общества от 6 июня 2013 года, в том числе потому, что оно будет иметь последствия в сферах государственного регулирования, законодательства и институтов, требует краткосрочных и потребует долгосрочных расходов и, скорее всего, приведет к росту импорта в ряде секторов, не способствующих развитию производственного и торгового потенциала страны. Поэтому мы продолжаем призывать развивающиеся страны не торопиться с ратификацией этого соглашения и выполнять только минимальные (обязательные) требования категории А.

Истинная повестка: Трансформация сельского хозяйства и Специальный и дифференцированный режим

Вместо этого развивающиеся и наименее развитые страны выступили с конкретными предложениями в области развития, включая вопросы реализации достигнутых соглашений, усиления и конкретизации Специального и дифференцированного режима, сельскохозяйственной реформы, проблемы наименее развитых стран. И именно эти темы должны вновь стать приоритетными вместо обсуждения «доступа к рынкам» для корпораций из развитых стран.

Вместе с переговорами по повестке, диктуемой целями устойчивого развития, членам ВТО необходимо незамедлительно вернуться к пересмотру правил торговли сельскохозяйственной продукцией, в особенности это касается давнишней обеспокоенности существующей практикой субсидий, вызывающей торговые диспропорции; развитие страны отменили их друг для друга много лет назад. Совершенно возмутительно, что сегодня развитые – а не развивающиеся – страны – имеют право использовать чрезмерные субсидии для экспортной продукции, а также оказывать огромную поддержку внутреннему потреблению; в области торговли сельскохозяйственной продукцией этой практике должен быть незамедлительно положен конец; в рамках ВТО странам не должно быть позволено разрушать рынки друг друга. В будущем любые переговоры о доступе к рынкам сельскохозяйственной продукции должны предусматривать для развивающихся стран возможность защиты внутреннего производства; у них должна быть возможность использовать все рычаги и работоспособные механизмы, если их рынки подвергаются разрушительному вторжению импортной продукции.

Одновременно мы призываем членов ВТО незамедлительно договориться об окончательном решении в сфере продовольственной безопасности, признающим создание общественных запасов продовольствия для бедных фермеров мерой в рамках «зеленой корзины» (т.е. не оказывающей прямого влияния на рынок и поэтому не предусматривающей возможных санкций в рамках ВТО). Члены ВТО должны преодолеть возмутительное сопротивление США предложения о допущении участия правительств развивающихся стран в общественных программах по созданию фондов продовольствия для поддержки обедневших фермеров и обеспечения продовольственной безопасности голодающего населения. Члены организации должны срочно договориться о том, что ВТО откажется от подобного препятствования реализации права на продовольствие.

Наконец, любые будущие переговоры по вопросам торговли должны быть сосредоточены вокруг наиболее острых потребностей развития сран, вокруг торговых правил, способствующих, а не препятствующих развитию; это подразумевает изменение действующих правил в отношении сельского хозяйства (включая решения в области продовольственной безопасности) и приоритезацию Специального и дифференцированного режима, предложений по имплементации и предложений наименее развитых стран; повестка «доступа к рынкам», как она отражена в ГАТС и НАМА должна быть отвергнута, равно как и корпоративная повестка развитых стран. Многие из конкретных предложений таких изменений отражены в «Поворотном заявлении» («Turnaround statement») сети «Мир не продается» («Our World Is Not for Sale»), принятой гражданским обществом по всему миру. Первая министерская конференция ВТО в Африке не будет «успешной», если она продолжит движение в сторону политики, противоречащей интересам развития стран континента и других наименее развитых стран. Для Найроби успехом может быть только поворот ВТО в сторону вопросов достойного развития.


Дата публикации: 04.08.15


Календарь IUF
Чтобы прочесть более подробную информацию, кликните на названии мероприятия.



Календарь IUF в формате PDF



Яндекс цитирования

Приоритеты
Позиция IUF
Разделы
Фоторепортажи Координационный совет членских организаций IUF в России Координационный совет членских организаций IUF в России

Видео Угрозы нетерапевтического применения антибиотиков в животноводстве Угрозы нетерапевтического применения антибиотиков в животноводстве

Архив глобального сайта IUF
IUF в странах Восточной Европы и Центральной Азии:


Дизайн: Петров Д. Д.
Программирование: Соловьев И.В.