На главную       Сделать домашней       Сайты IUF на других языках: | | | | | |
Глобальные кампании











Отраслевые группы

Сельскохозяйственная группа IUF

Специализированная группа молочников

Отраслевая группа сахарников

Социальные сети


LabourStart
Для членских организаций
Для доступа к этому разделу членские организации IUF получают специальные пароли.

Банк документов встреч IUF

Конференция IUF: Укрепление профсоюзного членства


ПрофБанер

Профсоюз работников АПК РФ

Профсоюз работников АПК Украины

Профсоюз работников АПК Армении

Межрегиональный профсоюз Новые профсоюзы

Профсоюз работников АПК РФ - Красноярск

Профсоюз пищевиков Финляндии SEL

Профсоюз пищевиков Норвегии NNN - информация на русском и других языках






Идейная борьба за будущее России. На пути к собственной классовой идеологии рабочего движения

К годовщине выдающегося экономиста и философа, теоретика и практика российского рабочего движения, Галины Яковлевны Ракитской (1939-2013) мы публикуем эссе, посвященное ее идейному наследию. Его автор – координатор IUF, сотрудник женевского секретариата Кирилл Букетов. Этот текст был впервые представлен при открытии Первого научно-практического семинара памяти Г.Я.Ракитской «Собственное классовое мировоззрение профсоюзного и демократического рабочего движения» 20 февраля 2015 в Москве.

 

Вступление

Идейная борьба за будущее России. Я назвал так свое выступление, хотя должен сказать, что конечно, не я являюсь автором этого названия. Так назывался один из выпусков сборника «Перспективы и проблемы России», вышедший в 1995 году. Мне кажется, что именно это название в наибольшей степени характеризует суть деятельности Галины Яковлевны Ракитской. Ее научная работа, неустанная образовательная и просветительская практика, множество статей, выступлений, семинаров, вся ее кипучая общественная жизнь были подчинены этой борьбе. Именно борьбе, в которой относительно небольшая группа рабочих и интеллигентов пыталась и пытается проложить путь к становлению социалистического и одновременно демократического общества в России.

 

Наша классовая идеология

Любая идеология прежде всего подразумевает наличие идеала – отдаленной точки в будущем, к которой мы стремимся. Идеология рабочего класса – это идеология угнетенных, порабощенных, униженных. Это идеология свободы, освобождения от угнетения и эксплуатации. В самом общем смысле слова мы говорим об идеале социализма – общества всеобщего равенства, свободы и братства, общества без классов, без социального насилия и экономической эксплуатации.

Мы можем говорить о различных способах достижения этого идеала – анархисты считают главным уничтожение государства, как главной причины общественного насилия, и установление безвластного общества. Социал-демократы ставят во главу угла участие самих рабочих и их представителей в государственной власти. Социал-либералы уверены, что права человека, в том числе его трудовые и экономические права должны быть поставлены в центр идеального общественного устройства. Эти три основные идейные течения нашего движения ставят перед собой общий идеал, общую конечную цель, но предлагают различные методы его достижения.

Социальная история последних 150 лет дала каждому из этих течений возможность проявить себя в периоды революционных изменений. Однако, несмотря на героические подвиги их последователей и частые успешные примеры реализации собственной доктрины, представители ни одного идейного течения не могут сегодня сказать, что они способны решить главный вопрос порабощения рабочего класса, а именно вопрос о том, как уничтожить эксплуатацию человека человеком, это экономическое принуждение, если нужно, экономическое насилие одних людей над другими.

То, что этот вопрос не решен, вовсе не означает что мы должны сложить руки. Наоборот, его актуальность увеличивается, а опыт тех, кто сражался за этот идеал перед нами, тех, кто отдал свои жизни за него, даёт нам и необходимые знания, и надежду на то, что мы сможем применить их в будущем.

Это то, к чему всем своим примером призывала нас Галина Яковлевна, для которой было совершенно естественно рассматривать марксизм (а она несомненно принадлежала именно к марксистской школе) не как догму, а как учение революционное для своего времени и полезное для последующих времен только в меру критического отношения к нему.

 

Собственная идеология и политическая борьба

Теперь о собственной идеологии. Что значит собственная идеология для класса? Это идеология, видение идеала и методов его достижения, выработанные самим классом. Наша отправная точка в идейной борьбе это признание того, что социалистическое движение – это сам рабочий класс, движение трудящихся. Настолько, насколько оно ведёт самостоятельную классовую борьбу. Идеология рабочего класса и его классовое политическое сознание вырабатываются самим рабочим классом в ходе этой борьбы. Революция, к которой стремится рабочее движение, может быть осуществлена только самим рабочим движением в его собственных интересах. Не силами и не в интересах политической группировки, партийного кружка, левацкого комитета, псевдо-интернационала. А только силами организованных рабочих. Цель и метод для нас абсолютно связаны.

В борьбе за свой идеал мы знаем, где проходит линия фронта и кто стоит с другой его стороны. Но одной из причин неуспешности реализации нашего идеала являются непрекращающиеся попытки привнесения идеологии извне, свойственной, вроде бы находящимся с одной с нами стороны линии фронта, мелким политическим группам, считающим себя социалистическими и опирающимися на идейное наследие большевиков. Владимир Ленин писал: «О самостоятельной, самими рабочими массами в самом ходе их движения вырабатываемой идеологии не может быть и речи». «Социал-демократического сознания у рабочих и не могло быть. Оно могло быть привнесено только извне. История всех стран свидетельствует, что исключительно своими собственными силами рабочий класс в состоянии лишь выработать сознание тред-юнионистское» («Что делать», стр. 21). Такое пренебрежительное дистанцирование от рабочих, неверие в их способность мыслить и действовать самостоятельно, отношение к рабочим как к пушечному материалу революции неоднократно в истории, в том числе в истории совсем недавней, приводило к катастрофическим последствиям и трагедиям.

Галина Яковлевна всегда выступала против такого подхода, ее марксизм отталкивался от марксового «Освобождение рабочих – есть дело рук самих рабочих». Наша совместная работа в рамках Рабочего Университета «КАС-Кор» и впоследствии все усилия Школы трудовой демократии были направлены на развитие чувства локтя, солидарности, чувства нашей собственной идентичности как класса, на понимание единства общих интересов угнетенных, и разработку собственных путей их реализации. Ракитская ставила вопросы, и не давала на них ответов. Хотя они у нее, конечно же были, но она не считала правильным навязывать свое мнение. Именно это ее качество вызывало доверие к школе, которую она возглавляла и через которую прошли сотни рабочих и профсоюзных активистов. Эта школа стала школой выработки собственного классового сознания, главным инструментом идейной борьбы, которую вела Галина Яковлевна.

При этом конечно она видела ограниченность «тред-юнионистского сознания», выступая против попыток, как она называла, «социальной капитуляции» и указывая на то, что теория классовой борьбы с того времени, как ее сформулировали наши предшественники в 19 веке, претерпела серьезные изменения. И капитализм, с которым мы имеем дело, сильно отличается от описанного теоретиками сто пятьдесят лет назад. Он по-прежнему развивается хаотично. На смену экономическим бумам приходят экономические кризисы. Не было еще ни одного бума, который бы не сменился кризисом, и не было ни одного кризиса, за которым не последовало бы восстановление экономики. Политика современных капиталистических государств состоит в том, чтобы уменьшать тяжесть кризиса и увеличивать скорость восстановления. Что в этой ситуации делать рабочему движению? Использовать и кризисы, и бумы, имея в виду, что эти различные периоды требуют различных подходов и различных стратегий развития движения. Отказываться от социальной капитуляции, но использовать в своих интересах «социальное партнерство» рассматривая его как форму классовой борьбы в мирное время.

Ракитская категорически не принимала ленинский тезис о неспособности рабочих двигаться дальше, выйти за пределы «тред-юнионистского сознания». Профсоюз – это первый шаг к организации рабочих на производстве. И это рубеж. Как говорит Дан Галлин, директор Глобального института труда, бывший генеральный секретарь IUF, это первая и последняя линия обороны в борьбе рабочих за человеческое достоинство и свои права. Объединившись в профсоюз и получив опыт совместной борьбы, мы начинаем движение на пути к созданию общества нашего идеала, развивая эту борьбу, где возможно, в борьбу политическую. В собственную политическую борьбу.

 

Идейная борьба в довоенной и послевоенной России

В работе 1996 года «Общественные стратегии в современной России», опубликованной последним «КАС-Кор»-овским изданием «Рабочая политика», Галина Яковлевна описывает 6 политических сил, схлестнувшихся в этой борьбе, в которой сторонникам демократического, антиавторитарного социализма противостоят группа компрадорского капитализма, сторонники подчинения России международному капиталу, группа независимого капитализма, сторонники капиталистической России как независимого игрока на мировом капиталистическом поле, социал-реформисты, призывающие строить такой капитализм, в котором и трудящимся будет чем поживиться.

Наиболее опасными (хотя в середине 1990-х годов так это не виделось) являются сторонники возврата к тоталитаризму, которые делятся на две части – те, кто за обновление тоталитарной России на основе социальной ностальгии (неосталинисты), и современные русские фашисты, выступающие за возрождение империи. В то время это означало необходимость ведения идеологической борьбы на пяти направлениях - против пяти идеологически групп. Вряд ли можно было себе представить себе тогда, что в определенный момент все эти пять групп чудовищным образом прорастут друг в друга и мы окажемся один на один с огромным отвратительным многоголовым идейным мутантом, который объединяет в себе все эти пять враждебных рабочему движению идеологий.

О чем это говорит? На мой взгляд, это говорит о нашей силе. Мы – единственный политический лагерь, сохранивший в безумный 2014 год ясное видение своего общественного идеала и методов его достижения.

Галина Яковлевна не дожила до этого момента, но она оставила нам огромное теоретическое наследие, на которое мы можем опереться. Например, подробное и глубокое описание идейных установок наших противников, их основные классифицирующие признаки и слабые звенья. Это наследие требует сегодня изучения, своего нового переиздания и осмысления.

Я бы хотел завершить еще одной цитатой. «Главным проявлением кризиса казарменного строя, – говорила Галина Яковлевна, – является революционная борьба по поводу дальнейшего развития общества». Другими словами, пока мы боремся – они в кризисе. Пока мы боремся, у России есть будущее. И сегодня мы собрались здесь, потому что мы верим в то, что Россия заслуживает лучшего будущего. 


Дата публикации: 11.11.15


Календарь IUF
Чтобы прочесть более подробную информацию, кликните на названии мероприятия.



Календарь IUF в формате PDF



Яндекс цитирования

Приоритеты
Позиция IUF
Разделы
Фоторепортажи Пикет членских организаций IUF у посольства Казахстана в Киеве (ФОТО) Пикет членских организаций IUF у посольства Казахстана в Киеве (ФОТО)

Видео Франция: Почему профсоюзы борются против «Закона о труде» Франция: Почему профсоюзы борются против «Закона о труде»

Архив глобального сайта IUF
IUF в странах Восточной Европы и Центральной Азии:


Дизайн: Петров Д. Д.
Программирование: Соловьев И.В.