Кризис COVID-19 со всей очевидностью показал, до какой степени корпоративная система производства продовольствия зависит от колоссально разросшихся и одновременно чрезвычайно неустойчивых цепочек трудовой миграции. Однако для огромного числа правительств и даже для международных агентств, таких как Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) или Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) тяжелые и даже опасные для жизни условия, в которых приходится сегодня трудиться рабочим-мигрантам – это всего лишь кризис мобильности, а не последствие жестокой эксплуатации, порожденной систематическим лишением этих трудящихся их основополагающих прав.

При подобном подходе правительствам необходимо решить лишь очень ограниченную задачу: обеспечить поставку достаточного числа трудовых мигрантов в условиях коронавируса, чтобы гарантировать наполнение полок супермаркетов. Им не приходится даже задумываться о защите здоровья работников путем расширения их доступа к правам. Этот подход диктуется компаниями в богатых странах, нанимающими мигрантов и – часто – затем экспортирующих продовольствие в те же регионы, откуда эти работники приехали. Так, сельское хозяйство Западной Европы полагается по большей части на восточноевропейских рабочих, но и производство в странах Восточной Европы основано на труде мигрантов – просто из еще более удаленных регионов. При этом положение самих работников – их потребности, их права, а также причины, по которым они вынуждены отправляться на заработки – по большей части игнорируется. Цепочки поставок труда ускользают от общественного внимания – вместе с тотальным бесправием и неспособностью защитить работников, втянутых в них.

В ряде стран профсоюзы оказывают существенное давление на правительства, чтобы обеспечить защиту прав трудовых мигрантов. И эти усилия могут и должны быть поддержаны важным инструментом – Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Генеральная ассамблея ООН приняла этот документ в 1990 году. Конвенция вступила в силу в 2003, став обязывающим международным соглашением. Она считается одним из основополагающих инструментов в сфере прав человека и имеет механизм оценки реализации. Однако к настоящему моменту она ратифицирована лишь 55 странами-членами ООН. И среди них нет ни одной из ботах стран, куда направляются мигранты. (Список стран, ратифицировавших Конвенцию, можно найти по этой ссылке (на английском языке). Из региона ВЕЦА ее ратифицировали Азербайджан, Армения, Кыргызстан и Таджикистан).

И столь ограниченное число подписантов имеет простое объяснение. Страны, ратифицировавшие Конвенцию, принимают на себя обязательство защищать права мигрантов, которые они имеют, согласно международному законодательству, включая гарантированные в 26 статье профсоюзные права. Чтобы выполнить положения Конвенции, государства должны были бы предпринимать конкретные действия против жесткой эксплуатации и притеснений, которые сегодня являются практически неизбежной судьбой подавляющего числа трудовых мигрантов.

Две статьи Конвенции особенно актуальны на фоне нынешнего кризиса. Статья 25 устанавливает принцип равного отношения к мигрантам в вопросах вознаграждения за труд и других условий труда, включая оплату сверхурочных, продолжительность рабочего дня, еженедельный отдых, оплаченный отпуск, безопасность труда, защиту здоровья и вопросы увольнения. Статья 28 гарантирует равный доступ к медицинскому обслуживанию. В ней говорится: «Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на получение любой медицинской помощи, которая является крайне необходимой для сохранения их жизни или избежания непоправимого ущерба их здоровью на основе равенства с гражданами соответствующего государства. Им нельзя отказывать в такой срочной медицинской помощи в силу каких-либо отклонений, в том что касается пребывания или занятости».

Конвенция не создает никаких новых прав с точки зрения международного законодательства. Она лишь объединяет уже признанные на международном уровне права и инструменты и прикладывает их к положению работников-мигрантов, число которых на сегодняшний день оценивается примерно в 165 миллионов человек по всему миру. Многие из этих людей трудятся в секторах IUF. Значительную роль в разработке текста конвенции в свое время сыграла МОТ.

Страны, ратифицировавшие Конвенцию, должны привести свое национальное законодательство в соответствие со своими международными обязательствами. Более широкая ее ратификация будет способствовать защите работников-мигрантов как в рамках нынешнего кризиса, так и в дальнейшем.

Пришло время для профсоюзов начать активную кампанию за ратификацию своими странами Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей!